Четверг, 03.10.2024, 16:36
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Трамваи на льду
tramputДата: Четверг, 22.01.2009, 19:24 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 176
Статус: Offline
Предлагаю обсуждать здесь всё,что касается данной темы smile

Сегодня удалось найти в архивных документах за 1924 год информацию о таинственной ледовой ветке к старому вокзалу на левом берегу.До 1924 года её точно не было,т.к. в документе упоминается капитальное строительство "наземных" частей ветки от Урицкого и на Левом берегу,а кроме того она не упоминается до 1924 ни в подробной истории развития путевой сети с 1916 года,ни в статистике пассажироперевозок.

Итак,выдержка из отчёта по эксплуатации А.Г.Э.П. (Архангельские Городские Электротехнические Предприятия) за период с 1.10.1923 по 1.10.1924 :

"Проложена ветка от улицы Урицкого до вокзала,часть по Набережной,часть по льду р. Сев. Двины.Ветка на вокзал по льду была проложена очень быстро (начата в декабре 1923 г.,окончена в январе 1924 г.).Конструкция ветки ввиду дешевизны была выбрана недостаточно прочной.Сущность конструкции заключалась в следующем: по льду были проложены продольные брёвна,а на них прямо шпалы с рельсами,без какого либо добавочного крепления,вследствие чего рельсы оказались на незначительной высоте от поверхности льда.
Недостаточная прочность ветки отозвалась на сроке её службы,движение по этой ветке совершалось только в течение 28 дней,после чего ветку залило водой и движение пришлось прекратить."

Длина линии составляла 1.8 км. в один конец,маршрут обозначался как "Урицкого-Вокзал".Длина участков линии по Набережной и по льду где-то попадалась,но сегодня не успел её списать (как всегда всё самое интересное попадается в последние минуты перед закрытием cool ),длина участка по левому берегу (по памяти)-58 саженей,т.е. около 123 метров.Известно,что этот последний участок был разобран примерно наполовину весной 1924.

Интервал и часы движения нигде не упоминается (логично было бы предположить,что расписание было согласовано с расписанием поездов),но известно что за 28 дней работы линией воспользовалось всего 5929 учтённых пассажиров-т.е. в среднем чуть более 200 человек в день.И стоило ради этого стараться? wacko

Также нет никаких упоминаний о мотивах постройки этой линии и причинах,побудивших соорудить её таким некачественным образом (в отличие от "капитальных" Кузнечёвских переправ).Единственный документ,хоть как-нибудь ещё имеющий отношение к делу-договор с биржей труда о найме рабочих для постройки переправы от ноября(?) 1923 года,но там нет никаких деталей.Возможно,что-то найдётся в газетах за то время,но они пока не входят в сферу моей работы.

Вобщем,похоже что "вокзальная" переправа 1924 года была не более чем неудавшимся экспериментом.Были ли попытки повторить его в следующие зимы-ещё предстоит выяснить.

 
yR29ikДата: Четверг, 22.01.2009, 19:47 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 161
Статус: Offline
мне пока всё ясно
большое спасибо smile
как думаешь, за какое время газеты смотреть?


Сообщение отредактировал yR29ik - Четверг, 22.01.2009, 19:49
 
ЛехаДата: Четверг, 22.01.2009, 19:52 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 818
Статус: Offline
Интересно...
Спасибо большое, жду продолжения cool
 
tramputДата: Четверг, 22.01.2009, 19:59 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 176
Статус: Offline
Думаю что за период с декабря 1923 (начало строительства) по начало марта 1924-судя по ежемесячной статистике пассажироперевозок по отдельным маршрутам,линия открылась в конце января и успела поработать 2-3 дня в марте.Информации про 28 дней это не противоречит,т.к. ещё осенью 1923 трамвай не работал по воскресеньям и праздникам,а вот за период 1.10.1923-1.10.1924 уже было 343 дня с движением,но за этот год статистика наличия движения по отдельным месяцам отсутствует (в отличие от 1922-1923)-т.е. в феврале ещё могли "сачковать".
 
yR29ikДата: Четверг, 22.01.2009, 20:05 | Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Сообщений: 161
Статус: Offline
ясно
если получится, схожу в субботу в библиотеку smile
 
pe100vДата: Четверг, 22.01.2009, 22:19 | Сообщение # 6
Группа: Модераторы
Сообщений: 517
Статус: Offline
У нас на Ягры через пару лет надо будет строить ледовую переправу на зиму и паром пускать летом, если мост никто не возьмётся модернизировать...
 
tramputДата: Пятница, 23.01.2009, 20:27 | Сообщение # 7
Группа: Модераторы
Сообщений: 176
Статус: Offline
Сегодня в другом отчёте нашёл дополнительные подробности о конструкции линии и причинах её сооружения:

"Линия эта распадается на 2 части-постоянную до лесопильного завода №2 [находился в районе теперешнего ж/д моста],и временную через лёд на вокзал.Постоянная часть служит подъездным путём к заводу и необходима для отвозки с него пиленного материала,реек и опилку.Временная же часть была проложена для производства в зимнее время пассажирского и грузового движения с вокзалом,а также для переправы на [электро-] станцию прибывших из Ленинграда 2-х паровичков.К сожалению использовать эту линию пришлось очень мало,т.к. в середине зимы её залило водой,да и к этому же железнодородное ведомство не дало к перевозке обещанных грузов.Паровички всё же были переправлены,после чего она была разобрана."

Некоторые пояснения:

под "лесопильным заводом №2" понимается не ныне здравствующий завод тогдашнего Северолеса,а одна из 2-х приобретённых АГЭП в начале 20-х лесопилок,которые приносили неплохой доход за счёт экспорта древесины,а заодно обеспечивали электростанцию отходами производства на топливо.№2 был закрыт уже в 1926 году,согласно официальному отчёту-"из-за недостатка заготовленного леса".О демонтаже ветки по набережной в отчётах до 1.10.1926 не упоминается.

"Паровички"-приобретённые у Ленинградского Управления Городских Железных Дорог 2 малогабаритных трамвайных паровоза.Прошли капремонт уже в Архангельске и вероятно использовались на неэлектрифицированных путях при электростанции,во всяком случае о их использовании на городских линиях упоминаний нет (в отличие от грузовых трамваев).Списаны с баланса АГЖД в 1932 году с поступлением электровозов.

Длина линии по частям:

Урицкого-правый берег-232 сажени (494 метра)
Основной верхний путь через реку-370 сажен (788 метров)
Вторичный верхний путь через реку-70 сажен (149 метров)
Линия на левом берегу реки-58 сажен (123 метра,из которых весной разобрано 42)

итого-1554 метра.Оставшиеся 250 метров заявленной длины маршрута-очевидно,линия по Урицкого от конечной на углу Ломоносова.

Очевидно что линия не строилась в дальнейшие зимы,т.к. никаких упоминаний о ней в дальнейших отчётах за 1925-1926 годы нет.Хотя попался один интересный глюк-в отчёте о количестве перевезённых пассажиров за 1924-1925 хозяйственные годы (т.е. с 1 октября по 30 сентября) есть графа маршрута "Урицкого-Вокзал",в которую вписаны данные за январь,февраль и март.Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно,что это грубейшая ошибка-весь отчёт до циферки тупо скопирован с аналога за 1923-1924 годы! surprised Не думаю,что это сделали нарочно с целью обмануть вышестоящие инстанции,вероятно в спешке по ошибке схватили и перепечатали прошлогодний материал.

Ну и на закуску-количество перевезённых на вокзал пассажиров по месяцам:

январь-1949
февраль-3145
март-835 (в более позднем отчёте указано "335"-очевидно,печатали с рукописного источника с неразборчиво написанной первой цифрой...).

Сообщение отредактировал tramput - Пятница, 23.01.2009, 20:31
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz