"Наезжать" на трамвай на Троицком начали ещё задолго до 70-х.В нескольких источниках читал,что в первом советском генплане города 1937 года был предусмотрен перенос линии на Ломоносова (тогда-Петроградский),но в тогдашних документах АГЖД это упоминается только вскользь. Зато сегодня обнаружил в архиве совершенно другой проект от 1945 года.Летом того года управление АГЖД предоставило в НККХ (Народный Комиссариат Коммунального Хозяйства) РСФСР подробный отчёт о состоянии трамвайного хозяйства и план "необходимых мероприятий по городскому транспорту в 4-й пятилетке (1946-1950 г.г.)"
которые представляли собой следующее:
_____________________________________________________________________________________________________
"Реконструкция городского транспорта Архангельска в 4-й пятилетке.
Задачи освоения возрастающих пассажиропотоков и лучшего обслуживания населения требуют расширения и приближения основных транспортных трасс коммунального транспорта к основным жилым массивам города и более полного развития внутригородских транспортных коммуникаций.
Генеральное разрешение этой задачи по г. Архангельску выходит за пределы 4-й пятилетки,однако за 1946-1950 годы минимальные мероприятия в этой области совершенно необходимы.
С другой стороны,к изменению трасс трамвайных путей и к введению безрельсового пассажирского транспорта вынуждает существующая крайне недостаточная ширина основной транспортной пассажирской магистрали города-проспекта Павлина Виноградова.
Проспект П-Виноградова,где проложена 2-х колейная трамвайная линия,имеет ширину всего 23-24 метра.
Вследствие этого для всех видов безрельсового транспорта на проспекте имеется только по одной ленте движения по краям улицы.В этих условиях обгон транспорта возможен только по рельсовым путям трамвая.
При развитии автодвижения в городе наличие одной ленты движения приведёт к сильной загрузке улицы,особенно в местах трамвайных остановок,вызовет задержку в повышении скорости сообщения как для трамвая,так и для автотранспорта,создаст неблагоприятную обстановку для безопасности городского движения и т.п.
Это положение уже ощутительно сказывалось в предвоенные годы и неизбежно вновь возникнет в ближайшие 1-2 года по мере развития автотранспортного движения в городе,ожидаемого в большом об"ёме.
Следовательно,возникает задача снятия трамвайных путей с пр.П-Виноградова на наиболее нагруженном участке от ул.Выучейского до ул.Свободы и перенос их на ближайшую параллельную улицу-проспект Чумбарова-Лучинского,вглубь жилого массива центра города.Одновременно это изменение схемы путей влечёт за собой необходимость снятия одноколейной трамвайной линии с пр.Сталинских Ударников и переноса её на участок от обводного канала до ул.Выучейского на Петроградский проспект.
Вмесо снятых путей трамвая предполагается на трассе: пр.Сталинских Ударников и пр.П-Виноградова (от ул.Урицкого до ул.Свободы) организовать троллейбусную линию.
Организация троллейбусного движения оснастит центр города наиболее современным и более культурным по внешнему виду транспортом и увеличит об"ём обслуживания населения города пассажироперевозками и обеспечит значительную пропускную способность улицы для всех видов транспорта.
Энергетическая база трамвая позволяет ввести троллейбус без добавочного строительства подстанций,а верхнее покрытие улиц на этой трассе отвечает требованиям троллейбуса (асфальт).
Об"ём работ:
1.Снести с пр. П-Виноградова и пр.Сталинских Ударников 5,25 км. путей одной колеи.
2.Уложить на Петроградском проспекте и на ул.Ч-Лучинского 5,50 км. путей одной колеи.
3.Подвесить контактную сеть троллейбуса на 6,0 км. пути одной колеи.
4.Приобрести 12 шт. троллейбусов.
5.Соорудить 1-ю очередь депо для троллейбусов пропускной способностью на 50 машин.
Ориентировочно сумма капитальных затрат составит 3 500 000 руб."
___________________________________________________________________________________
Проект планировалось осуществить в 1948-1949 годах.Где именно планировали разместить троллейбусное депо-неизвестно.
В более ранних документах название "проспект Сталинских Ударников" не встречается-очевидно,так обозвали участок продолжения Троицкого от Выучейского до Урицкого,который после расчистки старой застройки и создания Площади Профсоюзов стал частью Набережной.На улице Свободы (следующая на север после Воскресенской,там ещё было старое пожарное депо) тогда существовал сквозной проезд,отходивший по углом от Троицкого и вероятно являвшийся/считавшийся началом Чумбаровки по линии нынешнего края Площади Ленина.